https://www.high-endrolex.com/10 В рятувальники піду – нехай мені розкажуть про службу. Харківський школяр заради вступу до Національного університету цивільного захисту України пройшов двотижневе стажування в Московському райвідділі ГУ МНС в Харківській області | Новини | Науково-освітній портал ВУЗів Державної служби України з надзвичайних ситуацій

RSS

Новини навчальних закладів

01.04.2011
НУЦЗУ

В рятувальники піду – нехай мені розкажуть про службу. Харківський школяр заради вступу до Національного університету цивільного захисту України пройшов двотижневе стажування в Московському райвідділі ГУ МНС в Харківській області

Становление спасателя. Шаг первый.

Каждый юноша, пожелавший связать свою жизнь со спасательной службой, прежде, чем стать абитуриентом Национального университета гражданской защиты Украины, должен пройти стажировку в подразделении МЧС по месту своего жительства. Так как в спасательный вуз сейчас принимают выпускников школ, в эти дни вереницы школьников потянулись в пожарные части области. За одним из таких парней, одиннадцатиклассником Станиславом Шаховым, мы решили проследить в ходе его двухнедельной стажировки в Московском райотделе ГУ МЧС Украины в Харьковской области.
День первый. Знакомство
Обратившись в НУГЗУ, Стас получил от представителей вуза направление в Московский райотдел, так как он живет в Московском районе, учится в 11-б классе 122 школы. Знакомлюсь с будущим спасателем:
— Станислав, а почему ты решил стать пожарным-спасателем?
— Я смотрел на своего соседа, друга моего отца. Видел, как он рос по карьерной лестнице, дослужился от лейтенанта до генерала, стал ректором университета. Да и сама профессия мне очень нравится. Посоветовался с родителями, они тоже меня поддержали, ведь быть на государственной службе — престижно, да и дело придется делать полезное для общества.
— А кем тебе больше хочется стать — начальником караула или инспектором?
— Об этом я еще не думал. Наверное, выберу позже, когда познакомлюсь с жизнью пожарной части поближе...
— А что больше всего интересует тебя в работе спасателя?
— Абсолютно все! Мне интересна эта служба, ее особенности, чем надо будет заниматься, когда я на нее поступлю...
— А как ты учишься?
— Хорошо. Не круглый отличник, но плохих оценок тоже нет.
— Сотрудник МЧС должен в совершенстве знать химию, физику, математику, другие науки. Как у тебя с этим?
— Все, что нужно для поступления в университет, я учу в усиленном режиме, так что, думаю, с этим проблем не будет.
— А физическая подготовка не подведет?
— Думаю, нет. Я занимаюсь культуризмом, хорошо подтягиваюсь, постоянно тренируюсь.
Станислав признался, что на стажировку отправляется со смешанным чувством: с одной стороны, мечтает поскорее увидеть настоящую пожарную часть, что называется, изнутри. С другой — волнуется, примут ли его в свою среду пожарные-спасатели, люди отважной профессии и смелого характера.
День второй. Московский райотдел для будущих абитуриентов всегда открыт!
Станислав Шахов — школьник-выпускник. Для него сейчас важнее всего — занятия в школе, ведь от экзаменационных оценок напрямую зависит осуществление мечты стать спасателем. Освободившись с уроков, он торопится в Московский райотдел ГУ МЧС Украины в Харьковской области. Там его радушно встречает заместитель начальника райотдела по работе с персоналом подполковник службы гражданской защиты Андрей Скрыпник. Андрей Иванович задает Станиславу несколько вопросов: проверяет знания математики, уровень физической подготовки, советует обратить особое внимание на учебу, чтобы набрать необходимый для поступления в НУГЗУ балл. В результате диалога подполковник принимает решение: закрепить за юношей в качестве наставника одного из самых опытных начальников караула района: капитана службы гражданской защиты Сергея Сергиенко. Пока будущий абитуриент знакомится со своим новым наставником, спрашиваю у подполковника Скрыпника:
— Андрей Иванович, насколько важна такая работа со школьниками, пожелавшими поступать в НУГЗУ?
— Эта работа очень важна! Год на год не приходится, но, например, в прошлом году около 20 школьников Московского района поступило в спасательный вуз. В прошлые годы бывало и больше, и меньше, но в среднем где-то так. Обязательно с каждым из них мы знакомимся, беседуем. Чтобы изучить любого человека, надо, прежде всего, познакомиться с кругом его общения. Дело в том, что работа спасателя — ответственна и сложна. Если претендент на службу в нашем ведомстве водится с криминальными или околокриминальными компаниями, ведет себя, говоря по-простому, как балбес, хулиганит, ему в нашем ведомстве делать нечего. Поэтому за время стажировки мы посещаем семью будущего абитуриента, беседуем с классным руководителем, встречаемся с соседями, участковым милиционером, выясняем, чем он занимается, как себя ведет. На основании этого мы либо даем ему рекомендацию к поступлению, либо — пишем рапорт о несоответствии претендента имеющимся требованиям.
— А какой процент из претендентов, пришедших на стажировку, «отсеивается»?
— В основном ребята приходят серьезные, понимают, в какое учебное заведение они собрались поступать, какие требования по дисциплине предъявляются. Многие уже до поступления знают, что если будут проблемы с дисциплиной — можно «вылететь» уже с первого курса, так что идут в спасатели сознательно. Но один-два человека в год, познакомившись со службой поближе, уже после стажировки отказываются от поступления в вуз. Видимо, понимают, что это — не их судьба...
— Один из моих одноклассников решил поступить в военное училище только потому, что ему показалось, что ему очень к лицу военная фуражка... Пять лет спустя он вынужден был сменить профессию. Не попадаются ли такие ребята, ведь приходит они на стажировку в 15-16 лет?
— Конечно, большинство из абитуриентов — личности сформировавшиеся, кому-то подсказывают родители, кто-то знает о профессии спасателя благодаря прессе, тому же «Харьковскому пожарному вестнику». Да и в жизни люди часто сталкиваются со службой пожаротушения: видят наши машины на улице, видят, как наши сотрудники тушат огонь. Конечно, у ребят есть какой-то налет романтичности нашей службы. К сожалению, это не всегда хорошо: когда доходит до реальной службы, этот налет пропадает, и человек разочаровывается. Ведь кроме «героических подвигов» есть еще и рутинные будни, повседневная работа, мало похожая на сюжеты голливудских фильмов о спасателях. Именно для этого и предназначены стажировки: чтобы ребята увидели все сложности работы, увидели, что быть спасателем — это не только ездить на блестящей машине с включенной мигалкой по городу, но еще и ремонтировать эту самую машину, таскать рукава, делать многое-многое другое. За две недели стажировки парень многое увидит. Конечно, мы не можем брать школьников на тушение пожара, спасение людей. Но дать примерить боевую одежду, показать часть, познакомить с бытовыми условиями — мы можем и обязаны. Сейчас у нас с НУГЗУ так построено взаимодействие, что буквально каждый день кто-то из курсантов приходит на стажировку. Или в госпожнадзор, или в караул. Это — очень правильно: ребята могут своими руками пощупать то, с чем им предстоит иметь дело после окончания вуза. Потому что одной теории для работы спасателя мало, обязательно нужна практика. Именно поэтому мы стараемся обучить каждого кандидата на поступление в университет каким-то азам обращения со спасательным инвентарем, даем основы понимания структуры МЧС и так далее. Если парень в выборе профессии не ошибся — он остается и идет учиться. Если дело было только в «романтике» или каких-то сиюминутных увлечениях, как в случае с фуражкой у вашего одноклассника, он уходит и ищет себе более легкую или менее опасную профессию.
— А когда парень проходит вашу стажировку, значит ли это, что он уже стал спасателем?
— Конечно, нет! У нас здесь — самый первый этап проверки кандидата. Дальше вопрос абитуриента решается и в ходе экзаменов, и в медслужбе (подходит ли он по здоровью), и в самом вузе. Из 20 прошедших стажировку в среднем на учебу попадает 6-7 человек. Остальные по тем или иным причинам отсеиваются.
День пятнадцатый. Зачет
Финал стажировки — зачет по физподготовке. На стадионе пожарно-спасательной части Станислав Шахов пробежал на время положенную дистанцию в 1 километр и стометровку, а также сдал подтягивание. Его наставник, капитан Сергиенко, и Андрей Скрыпник констатировали: юноша справился с задачей на «отлично». Будущему абитуриенту пожелали удачи при поступлении. Спрашиваю у Станислава, не разочаровался ли он в спасательной службе после детального знакомства с ее жизнью. Тот говорит, что наоборот: захотел стать пожарным-спасателем еще сильнее.
Его наставник, Сергей Сергиенко, рассказывает, что юноша по всем параметрам подходит для учебы в НУГЗУ:
— Мы познакомились и с его семьей, и с учителями. Выяснили, что парень он целеустремленный, словом, такой, каким и должен быть будущий спасатель. И на стажировке был виден его неподдельный интерес ко всему, что происходит в части.
— Две недели — срок довольно небольшой, да и из-за занятий в школе Стас не мог приходить в ваше подразделение каждый день. С чем вы его познакомили?
— Он узнал структуру нашего подразделения и ГУ МЧС Украины в Харьковской области, познакомился с историей и боевыми традициями ПГПЧ-18, у нас есть специальный исторический формуляр. Показали парню машины и другую пожарную технику, рассказали о пожарном снаряжении, средствах связи, радиостанциях, стоящих у нас на вооружении. Познакомили и с законами, касающимися работы МЧС, и с нашими внутренними правилами.
— Сложно ли заниматься с такими кандидатами-школьниками?
— Поначалу, конечно, сложно. Они ведь в нашем деле вообще ничего не понимают. А потом, к концу второй недели, уже втягиваются, начинают различать и разные виды пожарной техники, и команды, потихоньку знакомятся с личным составом, понимают, у кого какие обязанности. В любом случае, занимаясь с будущими абитуриентами, понимаешь, что эти ребята когда-нибудь могут прийти тебе на смену, поэтому чувствуешь особую ответственность, стараешься передать им как можно больше информации. Пусть учатся!
 
 

Олег Перегон, член Национального Союза журналистов Украины,
специально для Национального университета гражданской защиты Украины
Фото - автора
http://nuczu.edu.ua

Повернутися до списку новин

Календар новин

Ви можете переглянути новини за вибраний рік та місяць.

Відправити

Новини закладів освіти та наукових установ

Виберіть одне з посилань для пере­гля­ду новин від кожного начального за­кладу окремо.

https://www.high-endrolex.com/10