https://www.high-endrolex.com/10 Бронзовые лавры альпиниста Валентина Сипавина | Новини | Науково-освітній портал ВУЗів Державної служби України з надзвичайних ситуацій

RSS

Новини навчальних закладів

27.04.2011
НУЦЗУ

Бронзовые лавры альпиниста Валентина Сипавина

Газета «Время». Вверх по отвесному льду
 
На последнем чемпионате мира по ледолазанию, прошедшем в российском городе Кирове, харьковчанин Валентин Сипавин завоевал бронзовую медаль. Это при том, что 27-летний Валентин занимается ледолазанием всего четыре года, читает курс лекций в Национальном университете гражданской защиты Украины по высотной подготовке.
Шоу для зрителей
В чемпионате мира принимали участие 60 участников из 15 стран. Валентин Сипавин рассказывает, что в прошлом году он был лишь 13-м в мировом рейтинге, поэтому на медаль сильно не рассчитывал, прицеливался на пятый результат:
— На первом этапе Кубка мира в Корее я занял 4-е место и поверил в себя. Но уже на втором этапе в Швейцарии пробил крюком руку и в итоге финишировал восьмым. Думал, уже все — сезон закончен. Но к чемпионату мира в Кирове хорошо подготовился, выложился на 150 процентов и — смог. Медаль есть, теперь нужно сделать ее золотой.
Хотя на награждении, признается Валентин, коллеги в нем призера сразу не признали.
— Спортсмены, которые не попали в финал, смотрели соревнования в гостинице. Им показалось, что меня на одну зацепку обошел испанец. И когда они пришли на награждение, естественно, стали поздравлять его. Я-то в полной уверенности в третьем месте, и вдруг такое! Но медаль все-таки досталась мне, — улыбается харьковчанин.
Ледолазание — один из самых молодых видов спорта (первое первенство планеты прошло в 2002 г.), в Украине он официально даже пока не существует.
До Валентина ледолазанием в Украине занимался лишь один человек — одессит Евгений Кривошейцев, кстати, первый чемпион мира в этом виде спорта. Но уже в Киров смогли поехать еще два молодых спортсмена из Днепропетровска.
— Впервые в этом году у нас — в Днепропетровске, Донецке и Киеве — прошли турниры по ледолазанию на искусственном рельефе, то есть на фанерной стенке, облитой льдом, с зацепками, — рассказывает спортсмен.
Стоит сразу оговориться, что современное ледолазание все больше уходит от лазания по льду. В природной среде соревнования проводить сложно, и оценка будет необъективной — кто-то облез препятствие справа, кто-то слева, да и нужно еще найти место необходимой сложности. А фанерный стенд можно построить любой сложности, с потолками и навесами, чтобы было более трудно и, главное, зрелищно.
— Для соревнований нужно шоу. Стенд делают с таким расчетом, чтобы операторам и фотографам было удобно снимать, а зрители видели каждое движение спортсмена. Например, в Швейцарии стенд построили внутри 10-этажного паркинга, и все этажи были заполнены людьми, — говорит Валентин.
Ледовые элементы все-таки есть, например, обледеневшие цилиндры, подвешенные на тросе на огромной высоте, иногда располагаются в несколько рядов, и спортсмену нужно «перепрыгивать» с одного на другой. Да и спортсмены надевают «кошки», используют ледорубы и прочие ледовые инструменты.
— Только после этого чемпионата мира мне позвонили руководители Федерации альпинизма и скалолазания Украины и предложили возглавить комитет по ледолазанию. Существует вероятность, что со следующего года появятся нормативы по ледолазанию, — предполагает Валентин.
Без романтики
Преподаватель кафедры пожарной и спасательной подготовки Национального университета гражданской защиты Украины Валентин Сипавин не только ледолаз, он еще и член сборной страны по альпинизму. Именно с альпинизма все и началось.
С пятого класса Валентин занимался в туристическом кружке, ездил в Крым и Карпаты.
— Однажды зимой, мне было тогда 14 лет, я выпросил у тренера палатку. Маме сказал, что иду с ночевкой на день рождения к другу, а сам пошел в лес, выкопал яму в снегу, поставил палатку и сидел там до утра. Мне хотелось проверить себя, — вспоминает Валентин, и рассказывает еще одну историю: — В 11-м классе (я тогда уже заболел горами, но еще ничего не понимал в технике альпинизма) решил взобраться по кирпичной стене летнего кинотеатра. Посмотреть, как я вбиваю крючья и лезу вверх, сбежался весь двор. Я чувствовал себя героем, но спустя несколько лет понял, что делал, и ужаснулся — ведь легко мог убиться.
После школы Валентин поступил в Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина на геолого-географический факультет и сразу же записался в секцию альпинизма «Политехник» НТУ «ХПИ».
Свое первое серьезное восхождение на Эльбрус вспоминает, вздыхая, до сих пор:
— Тренер меня взял, хотя для зимних условий я был технически не готов. Меня поставили в связку с опытным инструктором и пару раз мы по моей вине срывались, но только благодаря его мастерству остались живы.
Альпинизм — это очень тяжелый вид спорта, говорит Валентин, особенно в высших разрядах, когда восхождения затягиваются на несколько дней и приходится ночевать сидя, пристегнутым к скале.
— Зачастую ты еще и полностью мокрый, поскольку прошел дождь. И романтики здесь нет. Очень быстро из романтического настроя меня вывел случай, когда в 2002 году в Крыму при восхождении погибли два моих товарища. Первый сорвался, потому что плохо забил в скалу крючья, и потянул за собой второго... А меня при восхождении на Кавказе сорвавшийся камень ударил по каске. Я начал терять сознание, но возможности спустить меня вниз в тот момент не было. С пробитой головой пришлось лезть вверх. Все обошлось, но голова болела еще неделю. Мне приходилось участвовать и в спасательных работах, нести на себе человека. С таких моментов начинается любовь к жизни.
Сейчас у Валентина период отдыха. Готовиться к новому сезону начнет в августе. Перед чемпионатом он тренируется два раза в день, без выходных и праздников, на усталость, говорит Валентин, нет времени, иначе результата не будет.
Правда, тренироваться в Украине ледолазу практически негде.
— Я тренируюсь на обычных скалолазных стендах, где сложности мало. Перед этим сезоном я ездил на неделю в Киев, там есть высокие стенды, сам «крутил» себе трасы. Серьезной базы не хватает, — сетует спортсмен. — Большинство моих тренировок происходит, как это ни смешно, на школьном турнике — обычном рукоходе. Для высоких достижений этого мало.
В Украине есть только одно подходящее для ледолазов место — красивейший каньон возле Каменец-Подольского, где каждую зиму замерзают водопады. А вот крымские водопады спортсмены не жалуют — из-за мягкого климата эти «сосульки» живут недолго и качество льда оставляет желать лучшего.
— В Корее, например, очень много средств и сил уделяют развитию этого спорта. Мы с россиянами попросились у них потренироваться. Корейцы привезли нас в спорткомплекс, где в подвале, напоминающем огромный холодильник, установлены ледолазные стенки. Тут же в коридоре горячий чай и кофе, можно выйти погреться. Таким образом, они могут тренироваться круглый год и в любое время суток, — с «белой» завистью рассказывает Валентин.
Сильные результаты и у европейцев, они могут тренироваться в Альпах на замерзших водопадах. А россияне вообще стояли у истоков соревновательного ледолазания. Между прочим, чемпионом этого года стал как раз россиянин Максим Томилов.
Несмотря на трудности, Валентин Сипавин уверен, что и в дальнейшем порадует харьковчан своими победами.
 
 
 
Яна Тарасенко, газета «Время», 14 апреля
http://nuczu.edu.ua

Повернутися до списку новин

Календар новин

Ви можете переглянути новини за вибраний рік та місяць.

Відправити

Новини закладів освіти та наукових установ

Виберіть одне з посилань для пере­гля­ду новин від кожного начального за­кладу окремо.

https://www.high-endrolex.com/10