https://www.high-endrolex.com/10 Рятувальники Німеччини там, де потрібна допомога | Новини | Науково-освітній портал ВУЗів Державної служби України з надзвичайних ситуацій

RSS

Новини навчальних закладів

18.05.2010
НУЦЗУ

Рятувальники Німеччини там, де потрібна допомога

Служба технической помощи в Германии (Technisches Hilfswerk).

 Служба технической помощи (Technisches Hilfswerk) уникальная в своем роде организация по оказанию помощи при катастрофах. Секрет успеха - четкая структура, многолетний опыт и энтузиазм сотрудников. Профессия спасателя по праву считается героической. Во время природных катастроф и катаклизмов деятельность этих людей становится особо значимой. В Германии существует специальное и централизованное федеральное ведомство - Служба технической помощи THW (Technisches Hilfswerk), основной задачей которого является ликвидация последствий стихийных бедствий и обеспечение компетентной технической помощи гражданскому населению как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Более, чем за 60 лет своего существования, служба приобрела известность и заслуженное уважение по всему миру.  Спасатели Германии  там, где нужна помощь. Отличительными чертами Службы технической помощи THW являются компетентность, надежность, скорость и инновативность. Именно быстрое прибытие в район катастрофы и оказание скорейшей помощи зачастую являются решающими в работе спасателя. Благодаря четкой организационной структуре и 669 отделениям по всей стране, THW способна в кратчайшие сроки отправить своих специалистов в любую точку мира. В связи с этим логистика является одним из приоритетных направлений в работе, как штаб-квартиры Службы технической помощи в Бонне, так и ее отделений в федеральных землях ФРГ. Для обеспечения оптимального выполнения заданий на  базах THW действуют специализированные группы, занимающиеся регулировкой  процессов транспортировки необходимых грузов, техники и специалистов. Центр логистики в Северном Рейне-Вестфалии, занимающий территорию, равную 12 футбольным полям, координирует работу 80 тысяч человек, в том числе и выполнение ими экстренных заданий за рубежом. В Германии отлично развита Служба спасателей-энтузиастов. Восстанавливать разрушенные мосты, искать пострадавших под завалами, оборудовать временные телекоммуникационные узлы, а также поддерживать бесперебойное функционирование транспортных коммуникаций и обеспечивать поставку гуманитарной помощи гражданскому населению - всем этим занимаются кадровые и внештатные сотрудники Службы технической помощи. Но, если в штате THW состоят около 850 человек, то добровольных помощников по Германии насчитывается свыше 80 тысяч.

Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift:  Служба технической помощи THW является федеральным ведомством по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, которое подчиняется федеральному министерству внутренних дел. Территориально служба делится на 8 земельных объединений, которые в свою очередь включают в себя 66 территориальных управлений, занимающихся организацией деятельности 669 местных отделений THW. Финансирование организации, носящей сугубо гражданский характер, осуществляется из бюджетных средств, а также за счет добровольных пожертвований различных организаций и частных лиц в специальные фонды службы.

 

 

 

Воздушная неотложка - ''Желтые ангелы''. Как в Германии спасают на вертолетах.  Осенью 2010 года "желтые ангелы" отмечают свой 40-летний трудовой юбилей.

 Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Кого и как спасают в Германии на вертолетах? Где и почему пациентами оказываются украинские  туристы? Сколько стоит минута летного времени, и по какому номеру нужно вызывать вертолет?  Общегерманский автомобильный клуб (ADAC) опубликовал статистику своей воздушной спасательной службы ADAC Luftrettung за 2009 год. Эта служба - самая большая в Германии, но далеко не единственная. Для клуба прошлый год стал самым насыщенным в истории воздушного флота ADAC. 45 вертолетов совершили, в общей сложности, 45705 рейсов, то есть в среднем - по 125 в день. Абсолютным рекордсменом в семье "желтых ангелов", как их называют из-за характерного фирменного цвета, оказался берлинский вертолет Christoph 31. Он вылетал на задания 2641 раз. Инфаркты, ДТП, несчастные случаи… Причиной более половины вызовов воздушной "неотложки" в 2009 году были инфаркты, инсульты или острые приступы других сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, по 11,5 процента вылетов пришлось на дорожно-транспортные происшествия (ДТП), а также несчастные случаи на работе, дома или во время отдыха. Германия была первой в мире страной, в которой задумались о создании единой некоммерческой системы спасения с воздуха и о регулярном применении вертолетов для этих целей. Первый "медицинский" вертолет был введен в эксплуатацию 1 ноября 1970 года в Мюнхене. Из истории воздушной неотложки. Шестидесятые годы прошлого века. Послевоенное экономическое чудо привело к быстрому росту автомобильного парка в Германии. С увеличением числа машин на дорогах росло и количество автомобильных аварий, а системы активной и пассивной безопасности, к которым мы давно уже привыкли -  ABS, EPS, воздушные подушки, зоны контролируемой деформации, тогда еще только разрабатывались или еще не получили широкого распространения. Те же самые ремни безопасности, которые считаются главными ангелами-хранителями, спасшими и спасающими очень много человеческих жизней во время аварий, стали обязательными только в 1976 году.В 2008 году число смертельных случаев в результате ДТП в Германии упало до рекордно низкого уровня - 4477 человек, а  своего пика этот показатель достиг в 1967 году, когда на немецких дорогах погибло 20 тысяч водителей, пассажиров, пешеходов, велосипедистов. Многих из этих 20 тысяч еще можно было спасти. Машины скорой помощи часто слишком поздно прибывали к месту аварий. Осенью 2010 года "желтые ангелы" отмечают свой 40-летний трудовой юбилей. А к первым пробным полетам приступили еще раньше. За почти четыре десятилетия вертолеты с врачами на борту поднимались в небо по вызовам более 1,5 миллиона раз, из них 400 тысяч приходится на ADAC.  Все немецкие спасательные вертолеты называют "Кристофами" (Christoph) - в честь Святого Христофора - покровителя тех, кто находится в пути. Далее следует порядковый номер борта - от 1 до 77. Есть еще три европейских - Christoph Europa. Два из них летают не только над Германией, но и в соседние Нидерланды, а еще один - в приграничные районы Австрии. У многих "Кристофов" есть свои собственные сайты - с фотографиями наземного и летного персонала, новостями спасателей, рассказами о сложных операциях, форумами для друзей и других проявлений заслуженной любви и уважения. В федеральную систему спасения с воздуха входит несколько дополняющих друг друга (для обеспечения максимального покрытия территории страны) организаций-партнеров со своими вертолетными станциями по всей Германии. Крупнейшая из них - Общегерманский автомобильный клуб (ADAC). Он обслуживает сейчас 33 станции. На некоторых базируется сразу несколько вертолетов. Министерство внутренних дел отвечает за 12 станций. Некоммерческий фонд DRF Luftrettung обслуживает в общей сложности 24 пункта спасения с воздуха. Кроме того, врачей для некоторых экипажей предоставляет министерство обороны Германии из своего медицинского персонала. При чрезвычайных ситуациях могут быть задействованы военные поисково-спасательные вертолеты (SAR - "Search and Rescue") бундесвера, но они не находятся на регулярном дежурстве. Кроме того, под "летающие амбулатории" с минимально необходимым набором оборудования и медикаментов могут быть переоборудованы некоторые обычные пассажирские вертолеты частных транспортных фирм. О финансировании. В роли заказчика выступают министерства внутренних дел федеральных земель, которые по немецкому законодательству отвечают за спасательные службы на местах. Финансирование осуществляется из бюджетных средств, за счет оплаты услуг страховыми компаниями, а также добровольных пожертвований в специальные фонды. Например, один только клуб ADAC из своих средств, то есть, в основном, из членских взносов, за последние 30 лет выделил на поддержку службы воздушного спасения около 220 миллионов евро. Из чисто альтруистических, как говорится на сайте клуба, соображений. Отметим, что всего в  клубе состоит около 16 миллионов немецких автомобилистов. Он занимается, в частности, оказанием технической помощи на дорогах, проведением тестов безопасности и других исследований в области транспорта и мобильности. Вертолетные базы спасательных служб расположены около крупных больниц со специализированными отделениями неотложной хирургической помощи. Практически в любое место на территории Германии спасательный вертолет может прибыть за 20 минут. Радиус действия составляет около 50  километров. Расчетное время от поступления сигнала бедствия до подъема в воздух - две минуты, а скорость во время полета - 230-270 километров в час. Вызов происходит по общему номеру спасательных служб - 112. Региональный диспетчер в каждой ситуации принимает решение, отправлять на место карету скорой помощи, других спасателей или вертолет. Иногда врачей доставляют по воздуху, а больных или пострадавших после оказания неотложной помощи перевозят подоспевшим наземным транспортом. Перед спасательной службой 112 в Германии все равны. То есть решения о конкретных мерах диспетчер и врачи принимают в зависимости от степени угрозы жизни или других факторов, в частности, невозможности быстрой эвакуации наземным путем, например, после травм на горнолыжных курортах. Как пишет  пресс-служба ADAC на запрос Deutsche Welle, именно в этих районах Германии среди клиентов воздушной неотложки  оказываются и туристы из Украины и России. Для жителей Германии расходы сразу берут на себя медицинские страховки. Со странами Европейского Союза подписаны так называемые социальные договоры, регулирующие порядок оплаты. В остальных случаях должны действовать медицинские страховки, заключаемые для зарубежных поездок. Пресс-служба ADAC сообщает, что туристы из Украины и России обычно оплачивают услуги по эвакуации сами, а уже затем переправляют эти счета своим страховым компаниям, если полис покрывает такие расходы. Минута полетного времени (а отсчет начинается с момента запуска ротора) стоит 41,50 евро. На эвакуацию лыжника, пострадавшего, например, в районе горных трасс вокруг самой высокой горы Германии - Цугшптице (Zugspitze) в Баварии обычно требуется 40 минут, то есть вызов вертолета, который базируется в Мурнау (Murnau), обходится где-то в 1660 евро.  Несколько из почти 80-ти медицинских вертолетов в Германии оборудованы как летающие реанимационные центры. На них тяжелых пациентов перевозят в специализированные клиники из других больниц на операции или на дальнейшее лечение. В случае необходимости медицинские вертолеты выполняют курьерские рейсы с препаратами крови и органами для трансплантации. В качестве спасательных вертолетов используются модели с пониженным уровнем вибрации и тряски, что немаловажно, особенно, при транспортировке пациентов после инфарктов и тяжелых ДТП. Особые требования предъявляются к пилотам. В пилоты-спасатели ADAC берут только тех, кто уже налетал не менее 1500 часов, из них - 500 часов в других спасательных или аналогичных службах. Высокой квалификацией должны обладать также врачи и санитары. Обычно экипаж состоит из трех человек. В некоторых моделях на борту также находится инженер. Согласно концепции, воздушные неотложки не могут и не должны полностью заменять наземные службы оказания скорой помощи, а лишь дополняют их. Большинство экипажей заступает на дежурство в семь утра или с восходом солнца, а продолжается смена до наступления темноты. В туман или, скажем, в сильный снегопад вертолеты подниматься в воздух не могут. Круглосуточные станции со специально оборудованными машинами и обученными экипажами расположены около побережья Балтийского и Северного морей и обслуживают острова - не только немецкие, но также датские и голландские. Два года назад (в 2008 )  Общегерманский автомобильный клуб (ADAC) основал первый в мире интегрированный центр подготовки экипажей для служб воздушного спасения - ADAC HEMS Academy. Расположен он под Бонном в городке Санкт-Августин (Sankt Augustin). В распоряжении центра - современные полетные и медицинские симуляторы. Один из них оборудован полностью как настоящая летающая неотложка, а назвали его, как и требует традиция, "Кристофом" - "Christoph Sim"...

         

Материал для сайт НУГЗУ подготовила Лариса  Кошеварова по информации журналиста  Максима Нелюбина

Как стать спасателем в Германии

 В Украине эту специальность можно получить в вузах, готовящих кадры для МЧС (в Харькове – Национальный университет гражданской защиты Украины, во Львове – Львовский государственный университет безопасности жизнедеятельности, в Черкассах – Академия пожарной безопасности имени Героев Чернобыля МЧС Украины, в также в Винницком высшем профессиональном училище гражданской защиты). В Германии - в Рурском университете Бохума. Студентов магистерской программы "Гуманитарная помощь" учат действовать в чрезвычайных ситуациях.  Помогать людям и каждый день делать этот мир немного лучше - оказывается, это призвание тоже требует специальной подготовки. С 1993 года Рурский университет в Бохуме предлагает магистерскую специальность под названием "Гуманитарная помощь", в рамках которой в кооперации шестью другими вузами Европы готовят специалистов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Спасатели, вперед!

По сути, Рурский университет покидают квалифицированные менеджеры, способные работать и организовывать работу других в критической ситуации, как, например, это было после землетрясения на Гаити в январе 2010 года.  "Гуманитарная помощь приходила на Гаити со всего мира. Однако на деле в пострадавшем регионе возник неимоверный хаос. Одна из основных задач в подобных кризисных ситуациях - уметь правильно управлять, распоряжаться и делать работу эффективной", - уверен Ханс-Йоахим Хайнце (Hans-Joachim Heintze), доцент кафедры "Международного гуманитарного права" в Бохумском университете.

Условия для поступления

Изучать "Гуманитарную помощь" в Бохуме могут лишь те, у кого уже есть одно высшее образование (как минимум бакалаврское). В какой именно отрасли - неважно: медицинское, экономическое, юридическое, инженерное или этнологическое. Учеба в Рурском университете Бохума отличается междисциплинарной ориентацией.  Всего магистратура рассчитана на 3 семестра. В ходе первого обязательными для посещения являются следующие предметы: менеджмент, антропология, геополитика, медицина и правоведение. Во втором семестре студенты могут выбирать, остаться ли им в Бохуме или поехать на учебу в один из европейских университетов-партнеров, поскольку отделение в Рурском университете - не единственное в Европе. Изучать специальность можно еще в шести других вузах, например, в Бильбао, Дублине, Марселе или Уппсале.

Работа практически гарантирована

В чем же особенность специальности "Гуманитарную помощь" в университете Бохума? "Мы уделяем большое внимание менеджменту проведения проектов, а также учим с нуля создавать гуманитарные учреждения и организации, - рассказывает руководитель специальности Маркус Моке (Markus Moke). - У других университетов - другие ключевые направления, например "Проведение восстановительных работ", "Управление конфликтами" или "Долгосрочная помощь развивающимся странам". Выбор специализации зависит от того, в какой сфере студент хочет позже работать". Сдав выпускные экзамены, учащиеся получают степень магистра по специальности "Гуманитарная помощь" - Master in Humanitarian Assistance. Кстати, в год Бохумский университет выпускает всего 20 специалистов в этой области, и все они расходятся нарасхват. Согласно статистике, одному только Евросоюзу в год требуется 140 новых экспертов по вопросам оказания гуманитарной помощи. Кроме этого существует масса частных благотворительных фондов и именитых международных организаций. К потенциальным работодателям относятся, например, "Красный крест" и различные комитеты и миссии ООН. Выпускники специальности "Гуманитарная помощь" занимаются самыми разнообразными видами деятельности во всех уголках мира. "Благотворительная работа может забросить в Сомали, Эфиопию, Афганистан, Южную Корею, Иорданию - в общем, куда угодно", - говорит Маркус Моке.

Большинством учащихся, поступивших на "Гуманитарную помощь" в Бохум, движет желание помогать ближним в кризисных ситуациях. Это подтверждает и 28-летняя студентка Тереза Рипс (Theresa Rieps). "До этого я изучала философию и педагогику, поскольку меня с самого начала интересовала проблема ликвидации безграмотности, в частности, в Бразилии, - рассказывает девушка.- Я даже работала там и проводила полевые исследования. Получив первый диплом, я решила специализироваться в сфере благотворительной деятельности, а для этого мне были необходимы специальные знания".

Молодая немка осознает, что выбрала не самую простую и безопасную профессию. По ее словам, сильный характер и умение отстаивать свои интересы ей просто необходимы. "В будущем мне часто придется руководить проектами, причем именно в тех странах, в которых тот факт, что я женщина, играет скорее неблагоприятную роль, - поясняет она. - Мне будут меньше доверять, однако именно поэтому мне нужно учиться настаивать на своем. В Бохумском университете нас этому тоже обучают". Кстати, профессия "филантропов" пользуется большой популярностью. Ежегодно на 20 учебных мест поступает 300 заявок.

  

Лариса Кошеварова по материалам журналиста из Германии  Клауса Дойзе

Фото из архива Клауса Дойзе

Трудная работа немецких собак-спасателей. Германия была пионером в подготовке использовании собак-спасателей вчрезвычайных ситуациях.

Ошибается тот, кто представляет себе собак-спасателей в виде немецких или европейских овчарок. Порода в данном случае роли не играет. Важнее тренировка, которая длится два года. Репортаж корреспондента Deutsche Welle Виктора Вайца. В структуру германской Службы технической помощи (THW) входят и группы собак-спасателей. Таких групп по всей стране около 60-ти. Одиннадцать из них находятся в Северном Рейне-Вестфалии. На дне открытых дверей THW в Гельзенкирхене собак-спасателей представляла группа из Леверкузена. "Ежегодно собаки проходят строгий экзамен на профессиональную пригодность, - говорит Ральф Вессело (Ralf Wesseloh), руководитель группы собак-спасателей. - Если собака проваливает экзамен, то ее отправляют на пенсию или снова возвращают к тренировкам". Не каждая собака может стать спасателем, как впрочем, и не каждый человек годен на эту роль, подчеркивает Ральф.

Собака-спасатель - это "профессия" со строгими нормами

Собаки-спасатели не должны бояться высоты, а у собаки по кличке Паула скоро экзамен на профпригодность. Для собак-спасателей существуют возрастные нормы. На момент сдачи экзамена на "профессиональную пригодность" собака должна быть не моложе полутора и не старше шести лет. Порода роли не играет, важна скорее масса собаки. Слишком маленькая не так вынослива в экстремальных условиях, но и слишком большая быстро устает во время преодоления препятствий и не всегда может проникнуть в труднодоступные места. Кроме того, собака должна сдать ряд нормативов, например, проползти через туннель под обломками, не бояться огня и дыма, пробежать по узким доскам, подвешенным на высоте нескольких метров. Одна их составляющих экзамена - выполнение команд хозяина: на голос, жесты и даже мимику. Но главными особенностями таких собак должны быть контактность, опыт игры, социальная адаптация. "Без интереса к людям, собака не может их спасать", - уточняет Ральф Весело. Дрессировка собак-спасателей базируется на игре. Только после того, как собака освоила принципы игры, ее обучают поиску людей в окрестностях до 30 тысяч кв. метров, независимо от того, знаком ей запах конкретных людей или нет. Только после успешной сдачи экзамена собака используется для спасательных операций.

Собаки  ищут только живых людей

"Наша группа специализируется на поиске только живых людей, - рассказывает Ральф Вессело. - Это могут быть люди, оказавшиеся под обломками зданий, или старики, которые по причине болезни теряют ориентацию и не могут найти обратной дороги. Таких случаев в нашей практике больше всего. Наши собаки принимали участие и в спасательных операциях после железнодорожной катастрофы в Эшеде и после обвала здания кельнского архива". На вопрос, почему собаки могут находить только живых людей, Ральф говорит: "Ответ кроется в самом названии - наша цель спасать людей, которым угрожает гибель. Сначала мы приучаем собак искать игрушки, которые прячем, потом знакомых собаки и чужих людей, все это делаем в форме игры. А уже самая высшая ступень тренировки - поиск и определение местонахождения людей через их дыхание, запах, еле уловимые человеческому уху звуки. Обоняние и слух собаки играют самую главную роль. На умерших людей собаки не реагируют, потому что у них другой запах". Работа кинологов-спасателей происходит на общественных началах. Служба технической помощи оплачивает только медицинское обслуживание собак, транспортные и другие расходы при подготовке и в ходе спасательных операций, а также неустойку во время отсутствия хозяина на основном месте работы.

Рабочий стаж собак-спасателей не более восьми лет

Торстен Ринне (Thorsten Rinne) уже 16 лет входит в группу владельцев собак-спасателей. В настоящее время у Торстена две собаки породы бордер колли - одна уже восьмой год имеет статус собаки-спасателя, вторая еще находится в стадии тренировок. Прежде, чем она будет признана пригодной к службе, ей предстоит найти в течение двадцати минут найти двух людей на местности в тридцать тысяч квадратных метров. После этого начнется более сложная тренировка - поиск пострадавших в развалинах. В завалах она должна найти до пяти человек. Собака-спасатель пригодна для работы в течение шести-восьми лет, иногда и дольше, но, по словам Торстена, его собака заслуживает, как и люди, ухода на пенсию по старости.

Собака работает только в тандеме с хозяином

Торстен и его пес принимали участие в спасательных работах после землетрясения в Турции в 1999 году, катастрофы в Эшеде и многократно - в поиске стариков, которые, выйдя из домов престарелых, не могли найти дорогу назад. Свою работу Торстен не любит называть общественной нагрузкой - это как вторая профессия, потому что все свое свободное время он посвящает тренировкам и спасательным операциям. "Я очень привязан к животным, вырос с собаками в доме, и люблю находиться на природе. Сидеть дома не по мне, поэтому мне даже трудно представить себе, что свободное время мог бы заполнить чем-то другим,- улыбается Торстен. - Мало того, вся моя семья с удовольствием меня поддерживает и участвует в тренировках собак".

Сотрудница управления Службы технической помощи земли Северный Рейн-Вестфалия Анника Ничке (Annika Nitschke) привела интересный факт: "У нас был случай, когда срочно потребовалась собака-спасатель. Наш телефонный звонок застал ее хозяина во время собственной свадьбы. Он оставил гостей и срочно прибыл со своим питомцем в назначенное место. Спасатель - это призвание, им может быть не каждый".

В спасении людей существует два взаимодополняющих способа

По словам Ничке, существует два способа выявления местонахождения и спасения человека - технический и биологический. Обычно они применяются вместе при поисках пострадавших от землетрясений, стихийных бедствий, крупных аварий. Часто собака-спасатель по запаху или другим биологическим признакам выявляет местонахождение находящегося под обломками человека. Затем в ход идут мини-камеры и высокочувствительные технические средства, которые могут определить точное нахождение человека на основе шумов, вплоть до сердцебиения, дыхания, других звуков. "Использование только технических или только биологических способов,- подчеркивает Ничке,- часто не приносит желаемого и быстрого результата. Спасатели делают ставку на оба способа - взаимозаменяющие и дополняющие друг друга". Герман Кляйн-Хитпас (Hermann Klein-Hitpass), уполномоченный представитель Службы технической помощи (THW) федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, уточняет: "Если бы встал вопрос об использовании исключительно одного из двух способов, то я выбрал бы, исходя из собственного и опыта коллег по спасению, биологический способ, то есть помощь собак-спасателей". Герман Кляйн-Хитпас знает, о чем говорит, он работает в службе технической помощи с 1963 года. Начинал 17-летним подростком, как добровольный помощник, многие годы занимался тренировкой собак-спасателей.

Германия была пионером в использовании собак-спасателей

По словам Германа Кляйна-Хитпаса, впервые Германия использовала собак-спасателей за границей в 1980 году во время землетрясения в Алжире. Тогда немецкие специалисты привезли на место катастрофы двух собак-спасателей. Они так эффективно отработали, что было решено делать ставку на их помощь в спасении людей. На опыт Германии обратили внимание и другие страны. "Мы были примером и в организации других спасательных мероприятий, - говорит Кляйн-Хитпас, - многие страны знакомились с нашими системами и способами организации спасения людей, оказавшихся в зонах катастроф. Германия одна из первых организовала группы международной поддержки, которые уже в течение шести часов после катастрофы готовы к вылету со всем необходимым техническим снаряжением до двадцати и более тонн, людскими ресурсами и собаками-спасателями". Сегодня в мире, по словам Кляйна-Хитпаса, существует около 60-ти групп оперативного реагирования по образцу немецких, созданных еще в восьмидесятых годах.

                                                                                                                                                                                 

 Виктор Вайц - Deutsche Welle

 

Лариса Кошеварова

Национальный университет гражданской защиты Украины.

 В материале использованы данные открытых источников Интернет

Фото из архива пресс-службы учебного заведения

 

  

http://nuczu.edu.ua

Повернутися до списку новин

Календар новин

Ви можете переглянути новини за вибраний рік та місяць.

Відправити

Новини закладів освіти та наукових установ

Виберіть одне з посилань для пере­гля­ду новин від кожного начального за­кладу окремо.

https://www.high-endrolex.com/10