https://www.high-endrolex.com/10 К 25-летию аварии на ЧАЭС | Новини | Науково-освітній портал ВУЗів Державної служби України з надзвичайних ситуацій

RSS

Новини навчальних закладів

21.04.2011
НУЦЗУ

К 25-летию аварии на ЧАЭС

Флаг над реактором
автор – Василий Матвеев, газета «Республика» (Белоруссия)
Троим курсантам дали два часа на сборы, а через сутки высадили в открытом поле, в трех километрах от ЧАЭС
Майор внутренней службы Василий Ильюк не любит говорить о Чернобыле в сослагательном наклонении. На всевозможные «Вот если бы не направили…», «Не вышли бы вы тогда из шеренги и…» только отмахивается и морщится — все равно бы вышел и поехал. Почему? Потому что время было другое: отсиживаться в стороне было стыдно, уклоняться – смерти подобно. Особенно, когда тебе 23, когда вокруг – мужской коллектив, горящие глаза и шаг назад расценивается как дезертирство. Тогда, 29 сентября 1986-го, в Чернобыль пожелал лететь весь дивизион. Все 120 с лишним курсантов Львовского пожарно-технического училища МВД СССР. И факт далек от лакировки.
«Нас обманули, но это было уже неважно»
Октябрьская поездка станет вторым его знакомством с «зоной». Первый раз побывать в 60-километровом кольце пришлось еще в начале мая, когда пожарных военизированной пожарной части Мозыря командировали в Наровлянский район. Производить дезактивацию.
— Мы прибыли в одну из деревень на реке Словечно, поставили пожарно-насосную станцию и приступили к работе. Перед мостом – милицейский кордон и проверка документов. Дальше легковые и грузовые машины обязаны были проходить через наше «чистилище». Колеса, дождевики, борта – все это мылось на совесть и под большим давлением: 110 литров воды в секунду. Можете представить?! Проверка дозиметром – и транспорт уходил на «большую землю», — рассказывает Василий Ильюк, инженер Мозырского ГРОЧС. – Техника шла день и ночь, ночь и день, без остановки. Менялись только люди на КПП: сутки – и заступает новая смена. В темное время работали с прожекторами. Помню, какая-то бабушка перегнулась через борт и со слезами на глазах умоляла меня никого не впускать туда, в их деревню. Вернутся, мол, они скоро. Чтоб присмотрел… Сегодня я даже не могу сказать, где именно происходил этот разговор: на новых картах не значится ни один из тех населенных пунктов, где мы работали. Их больше не существует.
Еще одна недельная командировка в июле, а затем вступительные во Львовское. Поступил. Не проучился и месяца – построение дивизиона, требуются три добровольца для работы в чернобыльской зоне. Вышли все, комдив отобрал троих: молдаванина и белорусов.
— Нам выдали новое обмундирование и зимние бушлаты. Рано утром 30 сентября – вылет из Львовского аэропорта и посадка в Киеве. Дальше — военный аэродром, Ми-8 на кромке под парами и затем жесткая посадка в открытом поле. «Чернобыльская зона» в итоге оказалась в 3—4 километрах от АЭС. Нас обманули, но это было уже неважно. ПАЗ стремительно вез к заводоуправлению электростанции, — вспоминает Василий Ильюк. – В кабинете главного инженера, кроме нас, 10 курсантов из Харьковского пожарно-технического училища. Двоим из них поставили задачу подняться по венттрубе 3-го и 4-го энергоблоков, провести разведку и установить флаг победы. Флаг-то установили, а вот замеры сделать не удалось. Прибор сразу же «сдох».
Браслеты, часы, кольца и цепочки сказали снять. Ужинать отвели в столовку убежища. На окнах – толстенные металлические пластины. Из таких же им всем пришлось делать себе панцири. На руки утром надели четырехкилограммовые резиново-свинцовые перчатки, в которых не сгибались пальцы. На лицо – респираторы. Вперед! Путаные коридоры. Солдаты внутренних войск с автоматами. Последний этаж производственно-бытового блока. Задача: по сирене взбежать на нужную смотровую площадку вентиляционной 152-метровой трубы и сталкивать вниз лопатами куски радиоактивного графита.
— Через 10 минут – сирена, и мы сбегаем вниз. Построение. Благодарность от Президиума Верховного Совета УССР. Баня. Справки о том, что все мы получили по 22 рентгена. Обед, автобус, вертолет – и комфортабельные номера гостиницы «Киев», — продолжает мой собеседник. – Экскурсия по городу, затем 3 недели обследования в госпитале МВД Украины. То, что хапнули мы совсем не по 22 рентгена, было понятно сразу. Каждый день – осмотр профессоров, капельницы и таблетки. При выписке каждому записали в карточку: дистрофия миокарда и хронический холецистит. Потом учеба, еще один отпуск… Все это, как во сне. Отчетливо помню сейчас только, как мы спускались вниз после сирены. Кисти онемели и свисали, как гири. Потом, уже в госпитале, шутили, что это Чернобыль с нами так «поздоровался».
…26 апреля Василий Ильюк отстоял панихиду в гомельском храме жертв Чернобыля. И зажег свечку за упокой Александра Свентицкого, второго белоруса из их львовской троицы. Его не стало в июне прошлого года.
Проклятье Вылево
Два часа на рейсовом автобусе из Мозыря – и я в Гомеле. Советский район, улица Речицкое шоссе. Подхожу к ограде и открываю калитку. В церкви Святого Архистратига Михаила звонят колокола. Идет служба.
Запомните: это один из самых необычных храмов в Беларуси. Единственный храм-переселенец. Столетний памятник деревянного зодчества, сохранивший свою первозданную красоту. Молитвенный дом, пострадавший от самого жестокого оружия ХХ века – радиации.
— Его построили в деревне Вылево Добрушского района еще в 1909 году, на заре века. Церковь не тронули ни революции, ни Гражданская, ни обе мировые войны. Стоять бы ей здесь еще сто лет, если бы не АЭС… Вылево вместе с 16 другими деревнями района попала в зону отселения. С 1986 года храм остался без прихожан и начал зарастать бурьяном, — рассказывает «Р» Александр Украинец, начальник Гомельского инженерного института МЧС. – Местная епархия предложила, руководство МЧС поддержало, премьер-министр Беларуси одобрил и подписал соответствующее решение: «Перенести и восстановить». Уникальная операция началась в 2000 году.
Быстро сказка сказывается – последний гвоздь курсанты института вбивали только в 2006-м. Оно и понятно. Деревня — в 40 километрах от Гомеля, обшивка церкви фонит, а архитектор потребовал соответствия один к одному. Иначе какой же тогда это памятник? В итоге всю шалевку пришлось снять и захоронить. Бревна затем тщательно пронумеровали, разобрали, перевезли в город и сложили по новой. Центральный купол весом 9 тонн устанавливал специальный кран. Но без приключений все равно не обошлось…
— Когда уже поставили коробку, кто-то попытался поджечь будущий храм. Если бы не учебный пожарный расчет института, строительные леса превратились бы в пепел. А так успели, спасли. Но до самого открытия в апреле прошлого года у стен дежурил наряд. От греха подальше, — говорит Виктор Уманец, заместитель начальника Гомельского инженерного института МЧС. – Храм-памятник жертвам Чернобыля освятил владыка Филарет. На нулевом этаже, под алтарем, заложили капсулу с посланием потомкам. Когда-нибудь имена всех, кто участвовал в переселении церкви и ликвидации самой страшной техногенной катастрофы тысячелетия, найдут наши правнуки. И удивятся так же, как и мы, увидев на одном из нижних бревен надпись: «Ефим и Денис Дянченко, 1909 год». Удивятся и вспомнят, как это было.
 

http://nuczu.edu.ua

Повернутися до списку новин

Календар новин

Ви можете переглянути новини за вибраний рік та місяць.

Відправити

Новини закладів освіти та наукових установ

Виберіть одне з посилань для пере­гля­ду новин від кожного начального за­кладу окремо.

https://www.high-endrolex.com/10
BelutwinHeroslot77autompoAgen Judi Bola online SBOBETLush BeatFreecoresSwedishconsulateBusinessicyLamseenHiyokorazeMakerforteitmightbelovegreatidahogetawayBanopolisBprmuliatamaChiboustWhiskygaloremoviePpmimesir.idBukitMPOLink BukitMPOLink SV388Mahjong Ways 2Sweet Bonanza CandylandLink Gacor Slot Server LuarAPK Cheat Slot PgsoftSlot QrisAkun Pro ThailandKoi Gate HabaneroBandar Togel ResmiAgen Sportsbook OnlineKeluaran Togel SG HK Hari IniDemo Slot Gacor Mahjong Ways