https://www.high-endrolex.com/10 Единственная в Украине женщина-водолаз живет в Харькове и работает в Национальном университете гражданской защиты Украины | Новини | Науково-освітній портал ВУЗів Державної служби України з надзвичайних ситуацій

RSS

Новини навчальних закладів

01.11.2013
НУЦЗУ

Единственная в Украине женщина-водолаз живет в Харькове и работает в Национальном университете гражданской защиты Украины

 
 
Харьковские курсанты учатся погружению у единственной в Украине женщины-водолаза - Светланы Матвейчук, преподавателя курсов спасательной и специальной подготовки Национального университета Госслужбы по чрезвычайным ситуациям,  спецфизиолога водолазного дела, за плечами которой 4,5 тысячи часов, проведенных под водой.
Со Светланой Васильевной Матвейчук знакомит газета «Вечерний Харьков». В номере № 121 от 31 октября 2013 года вышел репортаж журналиста Елены Кадомской.
 
Будущие водолазы  опускаются на 15-метровую глубину, и главное – учатся правильно подниматься  на поверхность, чтобы не повредить легкие. Уроки молодым спасателям дает Светлана Матвейчук – женщина, которая покоряла глубины океанов и морей, хотя профессия водолаза для женщин в нашей стране - в списке запрещенных. Но в любом правиле всегда есть исключения. Двадцатилетний стаж работы в водолазной сфере дает право сегодня этой отважной женщине передавать свой бесценный опыт курсантам – слушателям курсов спецподготовки Национального университета гражданской защиты Украины.
Среди харьковских водолазов есть своя «подводная Терешкова». Светлана - единственная женщина-водолаз в нашей стране.  Если подсчитать все время, проведенное ею под водой - выйдет больше полугода. Тихий и Ледовитый океаны, Охотское, Берингово, Японское, Китайское моря - все покорены подводницей. Смеется - за эти часы успела прибавить себе десяток лет к возрасту. Из-за большого количества адреналина сердце водолазов изнашивается быстрей.
- У нас тонули пароходы неоднократно. Мы вылавливали людей в нулевой воде, которые находились не 10 минут там, как нас учат, а по полтора часа. Бывало такое, что все заняты и приходится срывать там костюм, срезать, тащить. Ну, извините, работа под водой – трехболтовое оборудование – 87 килограммов, - говорит спецфизиолог водолазного дела
Светлана Матвейчук.
Сейчас погружается Светлана - только в океане. На берегу харьковского водоема - осматривает курсантов и следит за их самочувствием. Она бы могла - уже и на пенсию. Водолазов отправляют на отдых после двух тысяч подводных часов, у нее их - больше четырех. Но прощаться с подводными глубинами Светлана пока не планирует.
Погружаются под воду – только парни. Украинским женщинам быть водолазами – нельзя. Так требует законодательство. Все из-за особенностей женского организма. Нагрузки под водой – запредельные. Больше – только у космонавтов и летчиков-испытателей.
 
«Харьков был самым ныряющим городом»
Светлана – родом из Изюма, сколько себя помнит, болела морем. Девятнадцатилетней студенткой биофака Харьковского университета им. Горького (ныне ХНУ им. В.Н. Каразина) она впервые погрузилась с аквалангом в Белое море и «пропала» – навсегда влюбилась в профессию водолаза.
– Во времена моего студенчества Харьков был одним из самых ныряющих городов в Советском Союзе. Тогда работали специальные секции и погрузиться было просто: достаточно изучить теорию и взять снаряжение, – рассказывает Светлана Матвейчук. – В такую студенческую секцию ходила и я. Первый спуск был неглубоким – 10-12 метров.
С тех пор Светлана Васильевна провела под водой более 4,5 тысячи часов – погружалась в Тихом и Ледовитом океанах, Баренцевом, Охотском, Японском морях. Самыми красивыми она считает Южные Курилы.
– Это удивительное место: там очень красиво, масса млекопитающих, норовящих пристать к тебе под водой, невероятное количество рыб, большие глубины и интересная геологическая структура дна, – описывает Светлана. – Вообще, водный пейзаж зависит от грунта и температуры воды. Чем выше прозрачность воды, тем богаче подводный мир.
В то же время море для харьковчанки – прежде всего предмет научных исследований.
– По своей первой специальности я морской биолог и не один год провела на пароходах, изучая морскую фауну. Работала как научный сотрудник, выполняла обязанности врача, позже стала работать еще и как водолаз. В Тихом океане приходилось спускаться на дно за морскими ежами, гребешками и трепангами – мы анализировали, какой будет популяция в следующем году, чтобы дать разрешение на промысел. И сейчас, когда приглашают в рейсы, не отказываюсь, потому что биология – это моя вторая жизнь.
Нагрузки водолазов сравнимы с нагрузками космонавтов
Женщин-дайверов встретишь часто, а вот женщин-водолазов не сыскать, поскольку профессия для слабого пола была недоступной с самого ее появления. В свое время, когда Светлана записалась на специальные курсы в Санкт-Петербурге, россияне были немало удивлены, завидев женщину в своих рядах. Но желание харьковчанки заниматься неженской работой покорило преподавателей, и Светлана получила допуск к занятиям и квалификацию «водолаз».
– То, что среди профессиональных водолазов нет женщин, связано прежде всего со спецификой работы, – объясняет Светлана Васильевна. – Нагрузки водолазов по тяжести сравнимы с нагрузками космонавтов и летчиков-испытателей. Помимо этого, физиология у нас, барышень, особая – газообразование в тканях после погружения сильнее, чем у мужчин, и кессонная болезнь больше выражена. Вообще, декомпрессионная болезнь – основное профессиональное заболевание водолазов, работающих на глубинах больше десяти метров. После того как под давлением в воде инертный газ, например азот, растворяется в крови – при слишком быстром подъеме образуются пузырьки в сосудах, мышцах, суставах. Это приводит к разрывам тканей, нарушению функций кровообращения.
О том, как лечить водолазов, Светлана знает все. Еще одна ее профессия – физиолог. Без медицинского образования в экспедициях нельзя, а спасать порой приходилось не только водолазов, но и потерпевших крушение.
– В Охотском море, где я работала, часто тонут суда. Были случаи, когда приходилось вылавливать людей, которые полтора часа пробыли в ледяной воде. После такого переохлаждения велика вероятность смертельных исходов -- и тут, как и при спасении водолазов, главное – оперативность. Бывало, что к нам «заходили» акулы и касатки, поэтому как зашивать раны после их укусов – тоже знаю, – признается специалист. – А еще водолаз должен быть уравновешенным и уметь быстро принимать решения. От этого зависит твоя жизнь при отказе оборудования или внештатной ситуации.
«Ныряю» в барокамеру, когда чувствую себя неважно»
Работа водолаза требует и сил – только оборудование весит несколько десятков килограммов. На пенсию они уходят рано: провел под водой 2750 часов за десять лет – и ты уже на заслуженном отдыхе.
– 20 лет работы под водой – это плюс десять лет физиологического возраста организму, – объясняет физиолог. – Адреналин изнашивает сердце, сказывается и воздействие повышенного давления. Бывает, что у водолазов, которые постоянно работают, после перерыва в 3--4 месяца ухудшается самочувствие, тогда лечение одно – погружение. Я и сама иногда «ныряю» в барокамеру, если чувствую себя неважно.
Свой опыт работы водолазом Светлана Матвейчук сейчас передает курсантам Национального университета гражданской защиты Украины. А вот погружаться под воду детям Светлана Васильевна не советует, говорит, организм сначала должен сформироваться, прежде чем его можно испытывать на прочность.
В конце октября десять слушателей курсов спасательной и специальной подготовки Национального университета гражданской защиты Украины совершили первые водолазные спуски. На полигоне Харьковской областной коммунальной аварийно-спасательной водолазной службы слушатели курсов спасательной и специальной подготовки Национального университета гражданской защиты Украины, которые получат рабочую профессию «Водолаз», совершили первые водолазные спуски. Занятия по отработке навыков спуска под воду на глубину более 15 метров прошли после окончания теоретической подготовки слушателей и сдачи зачетов по допуску выполнять практическую часть учебной программы курса. Проводили и контролировали водолазные спуски преподаватель курсов Валерий Бондарь и спецфизиолог водолазного дела Светлана Матвейчук. Присутствие спецфизиолога во время погружения является обязательным: в случае возникновения чрезвычайной ситуации, которая может привести к декомпрессионной болезни, специалист окажет квалифицированную помощь пострадавшему, используя барокомплекс.
 
 
 
 
 
 
 
Пресс-служба НУГЗУ, газета «Вечерний Харьков»
 
Подробнее читайте на сайте http://vecherniy.kharkov.ua/news/84298/
http://nuczu.edu.ua

Повернутися до списку новин

Календар новин

Ви можете переглянути новини за вибраний рік та місяць.

Відправити

Новини закладів освіти та наукових установ

Виберіть одне з посилань для пере­гля­ду новин від кожного начального за­кладу окремо.

https://www.high-endrolex.com/10