Раздел 8.5 | Ответственность |
← План занятия |
Ответственность несовершеннолетних К лицам возрастом от шестнадцати до восемнадцати лет, которые осуществили административные правонарушения, применяются меры воздействия, предусмотренные статьей 241 действительного Кодекса (ст. 13 КУАП). Несовершеннолетние — это лица, которые не достигли 18-ти лет, то есть возраста, с достижением которого закон связывает наступления полной дееспособности. Несовершеннолетние, которые не достигли установленного Законом возраста (14-и лет соответственно Уголовному законодательству и 16-и лет соответственно Кодексу об административных правонарушениях) есть малолетними и к юридической ответственности, в том числе административной, не привлекаются, поскольку признаются не способными правильно сознавать значение своих действий и руководить ними. Причем, как свидетельствуют положение статьи, административная ответственность несовершеннолетнего может наступить только в том случае, если 16 лет исполнилось нему именно к моменту осуществления противоправного действия, а не во время решения вопрос о привлечение его к административной ответственности. К несовершеннолетнего возрастом от шестнадцати до восемнадцати лет, который осуществил административную вину, могут быть применены меры, предусмотренные ст. 241 КУАП, а именно: предупреждения; выговор или строгий выговор, обязательства публично или в другой форме попросить извинения у потерпевшего, передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, которые их заменяют, или под надзор педагогическому или трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе. Причем названные мероприятия применяются уполномоченным юрисдикционным органом вне зависимости от желания несовершеннолетнего.
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечения выполнения которых входит в их служебные обязанности. Под должностными лицами в соответствующих статьях КУАП признаются работники, которые находятся на государственной или общественной службе и должности, которые занимают, связанные с осуществлением организационно-властных, административно-управленческих функций, вследствие которых возникают определенные правовые следствия для лиц и организаций, которым они адресованы. Чтобы определить круг этих лиц, необходимо обратиться в анализ действующего законодательства, которое определяет правовой статус работников Государственного аппарата управления, администраций государственных учреждений и предприятий, также органов управления (администраций), общественных организаций (объединений). Тщательный анализ этого законодательства свидетельствует о том, что срок “должностное лицо” применяется ко всем работникам, которые наделенны хотя бы некоторыми управленческими и распорядительными полномочиями относительно организации работы других лиц. Это могут быть функции относительно управления трудовым коллективом в полном объеме, из организации работы и производства в конкретном подразделе предприятия или фирмы, по контролю и проверке выполнения каких-нибудь решений или актов, прием, увольнения и переведения на другую работу сотрудников соответствующей организации, применения мероприятий или поощрения взыскания и т.п. Все эти функции имеют одну общую черту: в них реализуются властные полномочия в процессе осуществления социального управления в широком понимании этого слова. Причем реализация этих полномочий предоставляется: в форме издания определенных властных распоряжений (актов управления), направленных на организацию работы и обращения других лиц. В процессе выполнения таких властных распоряжений (актов) между руководителем (должностным лицом) и подчиненным (адресатом распоряжения) устанавливается определенная правовая связь, которая обуславливает возникновение соответствующих правовых следствий - прав и обязанностей работников-исполнителей, обязанных выполнить распоряжение должностных лиц. Другими словами, должностные лица выступают как организаторы повседневной работы служебного персонала и других работников разных государственных и общественных органов, учреждений, предприятий и организаций. Они распоряжаются значительными материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, осуществляют важные организационно-управленческие функции, и именно в силу этого наделяются властными полномочиями и несут повышенную ответственность за результаты своей служебной деятельности. В зависимости от конкретного содержания управленческих функций и характера полномочий должностных лиц, среди них можно выделить: руководителей, ответственных (ведущие) специалистов и представителей административной власти. Руководители — это должностные лица, основное содержание работы которых состоит в том, чтобы направлять и управлять работой непосредственно подчиненных им работников: специалистов, исполнителей, представителей вспомогательно – технического персонала и т.п. Правовой основой служебной деятельности руководителей есть положения о соответствующих органах, их структурные подразделы и должностные инструкции. В отличие от руководителей, ответственные (ведущие) специалисты осуществляют управление не целостными объектами и их структурными подразделениямими, а выполнением определенных специфических функций (например, инженерно-техническое обеспечение производства, кадровое обеспечение, планово-финансовая деятельность и т.п.). Главное в содержании деятельности этой категории должностных лиц состоит в том, что они от лица и по доверенности соответствующих органов управления или учреждений, предприятий лично руководят осуществлением специальных функций и готовят проекты управленческих решений по этим функциям или самые, в границах предоставленных им полномочий, и по доверенности руководителей принимают такие решения. В конце концов, еще одной специфической категорией должностных лиц есть представители административной власти. Основной отличительной чертой, которая выделяет их из числа других должностных лиц, есть то, что они имеют право постоянно или временно принимать решение ли давать распоряжение в отношении лиц, которые не находятся в служебном подчинении в них. К числу таких должностных лиц могут быть отнесены, в частности, работники милиции, прокуратуры, оперативный состав службы безопасности, представители разных контрольно-надзорных органов, государственных инспекций и т.п. За осуществление административных вин, не связанных с выполнением служебных обязанностей, должностные лица несут административную ответственность на общих основаниях. При этом порядок наложения административных взысканий на должностных лица не отличается от общего порядка их наложения, применяемого ко всем физическим лицам.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и руководящего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения за дисциплинарными уставами. За нарушение правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, санитарно-гигиенических противоэпидемических правил и норм, правил охот, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, осуществления коррупционных деяний и других правонарушений, связанных с коррупцией , неправомерное использование государственного имущества, непринятие мер по частному определению суда или частному постановлению судьи, относительно представления органа дознания, следователя или протеста, распоряжени ли представления прокурора, отклонение от выполнения законных требований прокурора, нарушения законодательства о государственной тайне и за контрабанду, эти лица несут административную ответственность на общих основаниях (ст. 15 КУАП).
Иностранные граждане, которые находятся на территории Украины, и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, осуществленные на территории иностранными гражданами, которые соответственно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции, разрешается решать дипломатическим путем (ст. 16 КУАП). Понятия “иностранец” и “лицо без гражданства” сформулированы в Законе Украины “О правовом статусе иностранцев” от 4 февраля 1994 года. Иностранцами признаются лица, которые находятся в гражданстве иностранного государства и не являются гражданами Украины. Лица без гражданства — это лица, которые вообще не находятся в гражданстве какого-нибудь государства. Согласно ст. 26 Конституции Украины иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории Украины на законных основаниях, пользуются теми самыми правами и свободами, а также несут те же самые обязанности, которые и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины ( в частности, они не имеют избирательных прав, не несут воинской обязанности, не могут быть судьями, прокурорами, народными депутатами и т.п.). Аналогичное правило содержится в статье и относительно административной ответственности указанных лиц: они несут эту ответственность наравне с гражданами Украины, кроме случаев, когда отдельные категории иностранцев, соответственно действующим законам и международным договорам Украины, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции нашей страны.
|
© 2004 АГЗУ. Все права защищены |