Раздел 8.3 | Понятие административного правонарушения |
← План занятия |
Административным правонарушением признается посягающая на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, намеренное или неосторожное действие или бездействие, за которую законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность за правонарушение, предусмотренные действительным Кодексом, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут соответственно действующему законодательству уголовной ответственности (ст. 9 КУАП). Административные нарушения — это специфическая разновидность правонарушений, за осуществление которых применяются мероприятия административной ответственности. Главным социальным признаком административной вины есть степень ее общественной опасности. Законодатель упражнению с учетом социальной значимости действия запретить его под страхом применения определенной меры принуждения и, в зависимости от реальных возможностей борьбы с ним теми или другими правовыми средствами, объявить его административным преступлением. Не признавать то или другое действие или бездействие общественно опасное законодатель не может, поскольку общественная опасность зависит от характера и социальной значимости самого действия, а не от взглядов законодателя. Общественная опасность имеет объективный характер, и потому действия может быть общественно опасным и в том случае, если оно не запрещено нормой права. Тем более оно будет общественно опасным, если посягает на общественное отношение, которые предохраняются правовыми нормами, поскольку с помощью правовых норм государство регулирует наиболее важные для него общественное отношение. Будучи заинтересованной в укреплении и развитии системы общественного отношения, которые вытекают из данного материального способа ведения дел и существующего общественно-экономического порядка, государство осуждает, объявляя противоправными, все те действия, которые нарушают эти отношения. В зависимости от степени опасности этих действий для жизненных интересов данного государства и с учетом эффективности борьбы с ними с помощью тех или других правовых средств, законодательные органы государства определяют конкретные меры принуждения за осуществление этих действий. Наша система права знает четыре группы мер принуждения: уголовно-правовые мероприятия, дисциплинарные, гражданско-правовые и административные. Административное принуждение как один из видов государственного принуждения может быть применено лишь за действие или бездействие, которая представляет определенную общественную опасность. А поскольку основанием применения данного вида государственного принуждения есть административная ответственность - это, такое противоправное действие, которое представляет определенную опасность для существующего общественного отношения, то есть общественно опасным. Кроме общественной опасности, социально-правовую сущность административной ответственности характеризуют также противоправность и виновность. Противоправность — это юридическое выражение общественной опасности административной ответственности. Сущность ее состоит в том, что конкретное общественно опасное действие признается административной ответственностью только в том случае, когда оно предусмотрено действующим законодательством. Это прямо вытекает с ст. 7 КУАП, что говорит, что “никто не может быть привлечен мерам воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленном законодательством”. Следующий важный признак административной вины - его виновность - характеризует психическое отношение правонарушителя к совершенного ним действия и наступающих в результате этого действия следствий. Виновность является важнейшим признаком одного из элементов состава административной ответственности, без которой конкретное действие не может быть квалифицировано как правонарушения.
|
© 2004 АГЗУ. Все права защищены |