Раздел 8.1 | Законодательства об административных правонарушениях |
← План занятия |
Законодательство об административных правонарушениях имеет задачей охрану общественного порядка, собственности, социально-экономических, политических и личных прав и свободы граждан, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного порядка управления, государственного и общественного порядка, укрепления законности, предупреждения правонарушений, воспитания граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам социалистической жизни, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом ( ст. 1 КУАП). Статья определяет общие задачи законодательства об административных правонарушениях. Прежде всего, следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях, как и все административные законодательства, является составной частью сложного правового механизма, который обеспечивает охрану конституционного порядка Украины. Оно призвано выполнять задачи по защите прав и законных интересов граждан от любых противоправных посягательств, включая незаконные действия государственных служащих и представителей административной власти, которая есть важнейшей обязанностью государства в лице всех его органов власти и управления. Одновременно законодательство об административных правонарушениях направленно на укрепление экономических основ демократического правового государства путем защиты всех существующих форм собственности: частной (ст. 41 Конституции Украины), государственной (ст. 13,41 Конституции), коммунальной (ст. 41 Конституции) и собственности на землю (ст. 14 Конституции). Кроме того, это законодательство призвано защищать и предохранять общественное отношение, которое складывается на базе указанных форм собственности в процессе трансформации экономической системы Украины в направлении формирования рыночных отношений, свободы предпринимательства и прекращения недобросовестной конкуренции и монополизма. Особой задачей законодательства об административных правонарушениях является защита прав и свобод человека и гражданина, чести и достоинства личности. Согласно ст. 64 Конституции Украины конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных в самой Конституции. Больше того, некоторые права и свободы, в частности, предусмотренные статьями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 60, 61, 62 и 63 Конституции, вообще не могут быть ограничены даже в условиях военного времени или чрезвычайной ситуации. Провозгласив наше государство суверенным, независимым, демократическим, социальным, правовым, Конституция Украины зафиксировала, что высшей ценностью в обществе является человек, его жизнь, здоровье, честь и достоинство (ст. 3 Конституции). Поэтому права и свободы человека и гражданина должны определять содержание и цель применения законов, а также деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и правосудие. Именно с этих позиций необходимо рассматривать установление административной ответственности должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений за нарушение правил, которые обеспечивают охрану жизни, здоровья, личных прав и свобод человека и гражданина. К задачам законодательства об административных правонарушениях относится также охрана государственного и общественного порядка. Под государственным порядком обычно понимается регулированная нормативно-правовыми актами уставная деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которая обеспечивает успешное решение задач, которые возникают перед государством. Общественный порядок — это неуклонное соблюдение гражданами правил поведения в общественных местах (на улицах, площадях, стадионах, в парках, общежитиях, жилых домах и т.п.), что обеспечивает спокойные условия для общественно-полезной деятельности, быта и отдыха людей. Действие законодательства Украины об административных правонарушениях и практической реализации его норм направлены на предупреждение административных правонарушений, укрепления законности и правопорядока, воспитания граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции, законов Украины, уважения к правам, чести и достоинства человека, в духе высокой нравственности, ответственности перед обществом, добросовестного выполнения своих обязанностей. Рядом с задачей обеспечения законности в разных сферах общественной жизни важное значение имеет также профилактическая и воспитательная направленность законодательства об административных правонарушениях. Наложения на граждан или должностных лиц, которые не придерживаются норм законодательства об административных правонарушениях, административных взысканий как меры юридической ответственности одновременно является эффективным средством перевоспитания правонарушителей, а также предупреждения осуществления новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами. Этому же служит доведение постановлений о наложении административных взысканий к сведению общественности, внесения в соответствующие государственные органы, общественные организации или должностным лицам предложений о принятии мер и устранении причин и условий, которые оказывают содействие осуществлению административных правонарушений; учитывать личность правонарушителя и обстоятельства осуществления административной вины. Предупреждению административных правонарушений оказывают содействие также процессуальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях — открытое, публичное рассмотрение дела, участие в производстве по делам об административных нарушениях представителей общественности, возможность рассмотрения дела на выездном заседании — по месту работы правонарушителя и т.д. Другими словами, законодательство об административных правонарушениях ориентирует правоохранительные органы не только на обоснованное применение мер воздействия к правонарушителям, но и на активизацию воспитательной и профилактической работы, повышение уровня сознания граждан, действенное участие их в борьбе с административными правонарушениями. Это разрешает рассматривать законодательство об административных правонарушениях в качестве важнейшей составной части механизма профилактики преступных и других общественно-опасных правонарушений, которые в полной мере отвечают стратегическим целям и задачам, которые возникают перед нашим обществом и государством в области укрепления законности и правопорядка.
|
© 2004 АГЗУ. Все права защищены |