Раздел 7.5 Закон Украины "О пожарной безопасности" и его основные положения
← План занятия

Принят 17 декабря 1993 г.

Верховный Совет Украины принял Постановление о порядке введения этого Закона в действие.

Всего Закон “О пожарной безопасностинасчитывает 41 статью.В преамбуле его говорится о том, что обеспечение пожарной безопасности является неотъемлемой частью государственной деятельности по охране жизни и здоровья людей, национального богатства и окружающей природной среды.

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности на территории Украины, регулирует отношения государственных органов, юридических и физических лиц в этой области независимо от вида их деятельности и форм собственности.

О правовых основах деятельности, в области пожарной безопасности говорит статья 1 Закона "О пожарной безопасности":"Правовой основой являются:

    • Конституция Украины;
    • Настоящий Закон и другие законы Украины (об охране труда и т.д.);
    • Постановления ВР Украины;
    • Указы и распоряжения Президента Украины;
    • Декреты, постановления и распоряжения КМ Украины;
    • Решения органов государственной исполнительной власти;
    • Решения органов местного и регионального самоуправления, принятые в пределах их компетенции.

Кто же обязан обеспечивать пожарную безопасность на территории Украины? С кем будут решать вопросы обеспечения пожарной безопасности органы ГПН, с кого спрашивать и требовать? Об этом говорит статья 2 Закона Украины пожарной безопасности” – обеспечение ПБ является составной частью производственной и другой деятельности должностных лиц, работников предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей. Это должно быть отражено в трудовых договорах (контрактах) и уставах предприятий, учреждений и организаций.

Обеспечение пожарной безопасности предприятий, учреждений и организаций возлагается на их руководителей и уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Обеспечение пожарной безопасности при проектировании и застройке населенных пунктов, строительстве, расширении, реконструкции, техническом переоснащении предприятий, построек и сооружений возлагается на органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации (подрядчики и субподрядчики).

Обеспечение пожарной безопасности в жилых помещениях государственного, общественного жилого фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов возлагается на квартиронанимателей и владельцев, а в жилых домах частного жилого фонда и вторых сооружениях, на дачах и усадебных участках – на их владельцев или съемщиков, если это обусловлено, договором найма.

Статья 3 говорит “в размежевании компетенции в области пожарной безопасности

Речь идет в том, какие вопросы относятся к компетенции центральных органов исполнительной власти, а какие к компетенции местных и региональных органов государственной власти, органов местного и регионального самоуправления.

Важное значение для практических работников пожарной охраны имеет содержание статьи 4 “обязанности государственных органов по обеспечению пожарной безопасности”.

Статья 5 Закона определяетобязанности предприятий, учреждений и организаций по обеспечению пожарной безопасности”. Обязанности собственников (владельцев) или уполномоченные ими органы, а также арендаторов:

    • разрабатывать комплексные меры по обеспечению пожарной безопасности;
    • обеспечивать соблюдение ПП требований стандартов, норм, правил, а также выполнение требований предписания и постановленный органов ГПН;
    • организовать обучение работников правилам пожарной безопасности и пропаганду мер по их обеспечению;
    • в случае отсутствия в нормативных актах требований, необходимых для обеспечения пожарной безопасности, принимать соответствующие меры, согласовывая их с органами ГПН;
    • представят по требованию государственной пожарной охраны сведения и документы в состоянии пожарной безопасности объектов и производимой ими продукции;
    • проводит служебное расследование случаев пожаров.

 

Статья 7 ЗаконаГосударственный пожарный надзор

Государственный пожарный надзор за состоянием пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах независим от форм собственности осуществляется в соответствии с действующим законодательством государственной пожарной охраны в порядке, устанавливаемом КМ Украины (т.е. правовая основа деятельности органов ГПН).

Контроль за выполнением ППБ во время проектирования, технического переоснащения, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов иностранных фирм и совместных предприятий регулируется действующим законодательством или условиями, предусмотренными договорами сторон, если они не противоречат действующему законодательству.

На объектах частной собственности органы ГПН контролируют лишь условия безопасности людей на случай пожара, а также решения вопросов пожарной безопасности, касающихся прав и интересов других юридических лиц и граждан (пример, частные бильярдный клуб “Карамболь”).

Органы ГПН в соответствии с возложенными на них задачами обязаны:

    • разрабатывать с участием заинтересованных министерств и др. центральных органов государственной исполнительной власти и утверждать общегосударственные ППБ, обязательные для всех предприятий, учреждений, организаций и граждан;
    • согласовывать проекты государственных и отраслевых стандартов, норм, правил, технических условий и других нормативно-технических документов, касающихся обеспечения пожарной безопасности, а также проектные решения, на которые не установлены нормы и правила;
    • устанавливать порядок разработки и утверждения положений, инструкций и других нормативных актов по вопросам пожарной безопасности, действующих на предприятии, в учреждении и организации, разрабатывать типовые документы по этим вопросам;
    • осуществлять контроль за соблюдением требований актов законодательства по вопросам пожарной безопасности руководителями центральных органов государственной исполнительной власти, структурных подразделений Совета Министров Республики Крым, местных органов государственной исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления, руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, а также гражданами;
    • проводит согласно действующему законодательству проверки и дознания по сообщениям и заявлениям в преступлениях, связанных с пожарами и нарушениями ППБ.

Очень существенно и важно положение, что должностными лицами органов ГПН являются государственные инспектора по пожарному надзору, которые имеют право:

    • проводит в любое время в присутствии собственника или его представителя ПТО и проверки предприятий, учреждений, организаций, построек, сооружений, новостроек и др. подконтрольных объектов независимо от форм собственности, получать от собственника необходимые объяснения, материалы и информацию;
    • давать (направлять) руководителям центральных органов государственной исполнительной власти, местных органов государственной исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления, руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, а также гражданам обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков по вопросам пожарной безопасности.

В случае нарушения ППБ, создающего угрозу возникновения пожара или мешающего его тушению и эвакуации людей, а также в случаях выпуска пожароопасной продукции, систем и средств ППЗ с отклонением от стандартов или технических условий или в случае их отсутствия прекращать или запрещать работу предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатацию построек, сооружений, отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети, проведение пожароопасных работ, выпуск и реализацию пожароопасной продукции, систем и средств ППЗ, действие выданных разрешений на право проведения работ:

    • осуществлять контроль за выполнением противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, во время проектирования (выборочно), строительства, реконструкции, расширения или технического переоснащения, капитального ремонта предприятий, построек, сооружений и других объектов. В случае выявления нарушений запрещать их эксплуатацию , останавливать проведение строительно-монтажных работ и вносит предложения о прекращении финансирования этих работ;
    • привлекать к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий, учреждений, организаций и граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение предписаний, постановленний органов ГПН, использовании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению;
    • применять штрафные санкции к предприятиям, учреждениям и организациям за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов ГПН.

Должностные лица органов ГПН несут ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. За ущерб, причиненный юридическим и физическим лицам, гражданам вследствие применения санкций, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, органы и должностные лица ГПН ответственности не несут.

Статья 35 Законаответственность за нарушение требований пожарной безопасности

За нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, создание препятствий для деятельности должностных лиц органов ГПН, невыполнение их предписаний виновные в этом должностные лица, другие работники предприятий, учреждений, организаций и граждане привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

Очень важна статья 39 “надзор за соблюдением законности в деятельности пожарной охраны”, который осуществляют Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.

Таким образом, делая вывод, необходимо отметить, что знание и строгое соблюдение норм и положений Закона УкраиныО пожарной безопасности” для Вас просто необходим.


© 2004 АГЗУ. Все права защищены